ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Детство — это время наиболее бурного развития человека, интенсивного формирования как его интеллектуальных способностей, так и эмоционального благополучия. Даже самых ответственных и заботливых родителей могут подстерегать сложности на пути взаимодействия со своим ребенком. Не всегда родителям удается самим и вовремя помочь ребенку справиться с неизбежными на пути его взросления кризисами. Когда ситуация начинает выходить из-под контроля, на помощь приходит детский психолог, психоаналитический психотерапевт.
Общаясь с ребенком, терапевт может понять, в чем причина его поведенческих нарушений или телесных заболеваний, оказать профессиональную помощь.
В работе с детьми есть своя специфика. Поэтому психолог, работающий с детьми, должен знать психологию развития (особенности развития личности в определенном возрасте), педагогическую психологию, основы клинической психологии, чтобы отличить патологию развития от нормы или задержку психического развития от причины её вызвавшей. При этом ни один квалифицированный детский психолог не работает с детьми без родителей.
Работа психолога с родителями: отношения в семье, детско-родительские отношения.
Данные психологические консультации призваны оказать помощь детского психолога родителям выбрать эффективную тактику поведения в сложившейся ситуации на основе понимания сущности и причин тех или иных выявленных проблем. Услуги детского психолога, которые оказывает практикующий психолог, психоаналитический психотерапевт Комракова Елена Григорьевна в Перово г. Москва, включают необходимую разъяснительную, информационную работу. Обсуждаются возможность параллельной работы с другими специалистами, при необходимости составляется программа дальнейшей психотерапевтической работы.
Зачастую проблемы с детьми возникают, когда требуется помощь психолога родителям.
Сфера моей специализации:
* Прицельная детская психодиагностика, направленная на выявление причин конкретных трудностей (в общении и учебе);
* Психологическая помощь детям при:
— различных формах нарушений поведения
— эмоциональных сложностях (неуверенность в себе, подавленное состояние)
— сложностях во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями,
учителями) и сверстниками
— психосоматических заболеваниях
— повышенной тревожности, наличии страхов
— сложностях, связанных с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка,
и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа)
— неврозах
— энурезе
* Консультативно-информационная работа с родителями
* Коррекционно — развивающая работа с детьми
* Индивидуальная психоаналитическая психотерапия детей и подростков
* Использование арт-методов, метода игровой песочной терапии (Sandplay), позволяющего оказывать помощь детям так, чтобы они эту помощь приняли.
«Может ли игра в песочнице изменить поведение ребенка?»
Метод sandplay (дословно — песочная игра) представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Это метод, с интересным прошлым, имеет устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и перспективное будущее.
Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные ландшафты. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир.
Можно сказать, что ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин.
Как сказал Юнг: «Каждый день фантазия творит мир». Наша задача состоит в том, чтобы понимать и воспитывать ребенка, понимая и воспитывая его внутренний мир.
В консультативном процессе образы превращаются в партнеров, и поэтому в процессе принимают участие три лица: ребенок, консультант и образ в виде миниатюрной игрушки.
Два участника консультативного процесса обращаются непосредственно к образу, чтобы понять, почему он появился, что он чувствует и как собирается поступить. Благодаря этому ребенок, да и консультант получает возможность предвидеть, в каком направлении, например, будет протекать кризис ребенка. Терапевт обеспечивает надежно защищенное пространство для лечения и соответствующие материалы. В этом контексте исцеление осуществляется с помощью терапевта и экспрессивных средств. В значительной мере эмоции реализуются с помощью действий, образов и фантазий. В конечном счете, выражение проблем, инсценировка психологических травм и болезненных переживаний приводят к коррекции и трансформации. Игрушки и песок служат столь же важными средствами выражения, движения и развития, как и акты творчества, воображения, игры и драмы. Посредством этих форм деятельности ребенок нередко переходит от переживания первоначальной утраты, страданий и отчаяния к самоконтролю, гибкому владению навыками и хорошему настроению. Акт делания в присутствии детского психолога восстанавливает разрушенные образы и приводит к исцелению.
Показания и противопоказания использования метода.
Прежде всего, работа в песочнице полезна детям, имеющим эмоциональные проблемы, сложности в адаптации, трудности в общении со сверстниками и взрослыми.
Противопоказаний работе в песке как таковых нет.
Какие же Возможности дает применение метода песочной игровой терапии:
1) терапевтическая работа в песочнице позволяет получить информацию о наиболее актуальных эмоциональных и личностных проблемах данного ребенка, о его самочувствии в значимых отношениях и способствует улучшению его эмоционального состояния;
2) метод дает возможность нахождения внутренних ресурсов пациента;
3) для родителей, открывается возможность увидеть своего ребенка под другим углом зрения, как отдельную творческую личность, которая на своем, символическом языке пытается рассказать о своих потребностях, конфликтах, тревогах, и в дальнейшем (после сессии) оказывать ребенку целенаправленную психологическую поддержку. Все это может способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы и таких отношений, которые способствуют росту и развитию ребенка.
Песочница — уникальный инструмент, позволяющий иметь дело со многими событиями жизни, включая травмы, проблемы отношений, личностный рост, интеграцию и преобразование. Песочная терапия является экологичным методом.
Как использовать сильные стороны и ресурсы семьи и не забывать о том, что каждый ребенок уникален? Применяя, комбинируя различные терапевтические модели, главным в своей практике я считаю ориентироваться на ребенка. Ребенок со всей его (не)осознанной мудростью получает поддержку, чтобы использовать свои внутренние резервы. Поэтому так важно помочь ребенку стать эмоциональным «интеллигентом» по отношению к чувствам.